Науки
(разделы лингвистики и философии)

М - С

  • Материализм - (от лат. materialis - вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

  • Металингвистика - (англ. metalinguistics, фр. Metalinguistique) 1. (психолингвистика, экзолингвистика). Отрасль языкознания, изучающая особенности содержательной стороны языка в связи с мышлением и общественной жизнью говорящего коллектива как необходимое условие проникновения в природу лингвистических единиц и закономерностей их функционирования. В сферу металингвистики входит совокупность различных языковедческих вопросов, таких как воспринимаемость речи, определение ассоциативных вероятностей в различных языковых (соотв. речевых) контекстах, общая логика семантических дифференциаций, закономерности овладения языком (развитие речи у детей, двуязычие и т.п.), отношение лингвистических процессов к перцепции, к познанию и т.п.; ср. макролингвистика, микролингвистика, предлингвистика. 2. Наука о языках "второго порядка" (метаязыках), для которых предметом (материалом, содержанием) является естественный человеческий язык; ср. метаязык.

  • Метафизика - (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово "метафизика" часто употреблялось как синоним философии. Близко ему понятие "онтология". Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о "бытии самом по себе". Условное название произведения дает позже имя предмету его исследования, который сам Аристотель определял как "первую философию", чья задача - изучать "первые начала и причины" (напр., Met. 982b 5-10), или же как науку о божественном, "теологию" (1026а 19). Однако метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути совпадая с первыми шагами философии.

  • Морфология - 1. часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования. 2. Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

  • Натурализм - (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, "сверхъестественное". Свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв. (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.).

  • Неогегельянство - разнородное течение в философии кон. 19-20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства - проблемы философии истории и культуры, государства, права; диалектический метод истолковывался как синтез различий, примирение противоположностей. Представители: Дж. Х. Стирлинг, Э. Керд, Ф. Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Э. Мак-Таггарт, Р. Дж. Коллингвуд (Великобритания), Г. Болланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), В. Дильтей, Р. Кронер (Германия), И. А. Ильин (Россия), Ж. Валь, А. Кожев (Франция). Международный "Гегелевский союз" (1930), конгрессы: 1930 (Гаага), 1931 (Берлин), 1934 (Рим). Как самостоятельное течение распалось в сер. 1930-х гг.

  • Неопозитивизм - дно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.

  • Неотомизм - наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, США, странах Лат. Америки. Представители - Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман и др. Главный центр - Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).

  • Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).

  • Ономастика - (от греч. onomastikos - относящийся к наименованию) 1. собственные имена различных типов. 2. Раздел лексикологии, изучающий собственные имена.

  • Онтология - (от греч. on, род. п. ontos - сущее и логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

  • Орфография - (правописание) англ. orthography, фр. orthographe. 1. Система правил, устанавливающая единообразные способы передачи речи на письме. 2. Фактическое написание слова.

  • Палеография - (от палео и графия, историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

  • Панпсихизм - от пан... и греч. psyche - душа) идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. В. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др.).

  • Пантеизм - (от пан... и греч. theos - бог) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа". И. Г. Гердер, И. В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

  • Паралингвистика - раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.

  • Патристика - (от греч. pater, лат. pater - отец) термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе - Августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

  • Персонализм - (от лат. persona - личность) философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сформировался в кон. 19 в. в России (Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б. П. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Ш. Брайтмен, Р. Т. Флюэллинг); получил развитие в 30-х гг. во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П. Рикер).

  • Прагматизм - (от греч. pragma, род. п. pragmatos - дело, действие) философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.

  • Психолингвистика - наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

  • Пунктуация - (от англ. punctuation) 1. Правила расстановки знаков препинания. 2. То же, что знаки препинания.

  • Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

  • Реализм - (от ср.-век. лат. realis - вещественный, действительный) в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Реализм научный - направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители - Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.

  • Ритмика - (от англ. rhythmics, фр. rythmique) раздел фонетики, изучающий общие закономерности ритмического построения речи.

  • Риторика - (от англ. rhetoric) теория выразительной речи, изучающая наиболее эффективные способы ее построения.

  • Семантика - (от греч. semantikos - обозначающий) 1. значения единиц языка. 2. То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов. 3. Один из основных разделов семиотики.

  • Семиотика - (от греч. semeion - знак, признак) наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

  • Сенсуализм - (от лат. sensus - восприятие, чувство) направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

  • Синтагматика - (от англ. syntagmatics, фр. syntagmatique) 1. Учение о членении речи на синтагмы; учение о линейном (одновременном) соотнесении элементов в отличие от ассоциативного (разновременного) их соотнесения в парадигматике. 2. Первая фаза исследования языка, состоящая в последовательном разделении текста на все менее протяженные единицы; противопол. парадигматика; ср. систематика. 3. Учение о словосочетании; ср. малый синтаксис.

  • Синтаксис - (от греч. syntaxis - построение, порядок) 1. способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений. 2. Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

  • Словообразование (деривация) - образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств.

  • Социолингвистика - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии, исследующая проблемы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями и воздействием социальных факторов на язык.

  • Спиритуализм - (от лат. spiritualis - духовный) философская концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего.

  • Стилистика - 1. раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. 2. В литературоведении стилистикой называют раздел теоретической поэтики, изучающий речь художественную.

  • Структурализм - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение - т. н. генетический структурализм Л. Гольдмана).

  • Схоластика - (от греч. scholastikos - школьный, ученый) тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (13-14 вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.

    Предыдущая страница           Следующая страница

    Хотите добавить - пишите.